Правила подхода к Святой Чаше

Святая Чаша Православная

Как подходить к Святой Чаше

Когда отверзаются Царские врата и выносят Чашу со словами: «Со страхом Божиим и верою приступите» ­— следует перекреститься, затем сложить руки крестообразно на груди, правую руку поверх левой, и с таким сложением рук причащаться; отходить от Чаши нужно, не разнимая рук.

Подходить к Чаше принято с правой стороны храма. Первыми причащаются служители алтаря, дети и только потом все остальные. Нужно уступать ближним дорогу, ни в коем случае не толкаться. При подготовке к Причастию, перед Причастием и весь день после него запрещается осквернять себя табакокурением (и вообще: Христиане не курят, кто грешит этой страстью, — побеждайте); Женщинам перед Причастием следует стереть губную помаду.

Содержание:

Как подходить к Святой Чаше
Просфора, Антидор, Артос
Церковная свеча
О Святой воде

Подойдя к Чаше, нужно громко и отчётливо назвать своё имя. Приняв Святые Дары, нижний край Чаши облобызать как ребро Христово и немедленно проглотить Дары (или разжевать, если это необходимо). Нельзя трогать Чашу руками и целовать руку священника.

У Чаши креститься запрещено! Поднимая руку для крестного знамения, можно случайно толкнуть священника и разлить Святые Дары. Отойдя к столику с запивкой (теплóтой), надо съесть антидор и выпить теплóту. Только после этого можно прикладываться к иконам и говорить.

В день Причастия не принято вставать на колени, за исключением поклонов перед Плащаницей Христовой в Великую Субботу и коленопреклонных молитв в день Святой Троицы; Придя домой, следует, прежде всего, прочитать благодарственные молитвы по Святом Причащении; в нашем храме их читают по окончании службы, — надо подойти к певчим (встать перед иконостасом, возле правой колонны) и внимательно прослушать молитвы.

Просфора, Антидор, Артос

Просфора своим происхождением уходит в древние времена. В первые века христианства верующие сами приносили с собой хлеб, вино, елей (то есть оливковое масло), воск для свечей – всё, что нужно для совершения богослужения. Это приношение (по-гречески «просфора»), или пожертвование, принимали диаконы; имена принесших вносили в особый список, который с молитвой провозглашали во время освящения Даров.

Из этих добровольных приношений (просфор) отделялась часть хлеба и вина для преложения в Тело и Кровь Христовы, из воска изготовлялись свечи, а прочие приношения, над которыми также произносились молитвы, раздавались верующим. Впоследствии просфорой стали называть только хлеб, употребляемый для совершения Литургии. Со временем стали вместо обыкновенного хлеба специально выпекать просфоры в церкви.

Св. Симеон Солунский о квасном хлебе рассуждает так: «Хлеб квасный есть хлеб, как бы одушевлённый через квас и истинно совершенный… Он показывает, что Слово Божие, совершенно: нас ради восприняло плоть нашу; Оно воплотилось, не изменив Своего естества, и со словесною и умною душою восприняло человечество; было и совершенным Богом и совершенным Человеком, да и меня воссозиждет всего… В хлебе квасном бывают три вещества, потому что душа наша трехчастна и в честь Троицы. Мука с закваской означают душу, вода — крещение, а соль знаменует ум и учение Слова, Который сказал ученикам: «Вы есть соль земли».

Хлеб же, испечённый огнем, показывает, что Бог весь соединился с нами и подаёт нам Свою помощь и содействие, а особенно то, что Он весь соединился со всем нашим естеством».

Просфору можно получить за свечным ящиком после Литургии, подав до начала богослужения записку «О здравии» или «О упокоении». Имена, указанные в записках, прочитываются в алтаре, и за каждое имя из просфоры вынимается частица. В конце Литургии причастникам вместе с теплóтой раздаётся антидор – маленькие части просфоры, из которой на проскомидии был вынут Святой Агнец. Греческое слово «антидор» происходит от слов «анти» – вместо и «ди орон» – дар, то есть точный перевод этого слова – «вместодарие».

Слово артос (по-гречески – «квасной хлеб») означает освящённый хлеб, иначе – «просфора всецелая».
Артос в продолжение всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место вместе с образом Воскресения Господня и в заключительный день Пасхальных торжеств – в Светлую Субботу – раздаётся верующим. В этот день в конце Литургии священник произносит особую молитву, во время чтения которой артос раздробляется, а при целовании креста раздаётся народу как святыня.

Частицы артоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей. Артос употребляется в особых случаях, например в болезни, и всегда со словами «Христос Воскресе!»

Церковная свеча

Толкователь Литургии блаженный Симеон Солунский (XV век) говорит, что чистый воск означает чистоту и нескверность людей, его приносящих. Он приносится в знак нашего раскаяния в упорстве и самоволии. Мягкость и податливость воска говорит о нашей готовности слушаться Бога. Горение свечи означает обóжение человека, его превращение в новую тварь действием огня Божественной любви. Кроме того, свеча — это свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Она выражает пламень нашей любви к Господу, Матери Божией, ангелам и святым.

Нельзя ставить свечку формально, с холодным сердцем. Внешнее действие должно быть дополнено молитвой, хотя бы самой простой, своими словами. Нет обязательных правил, куда и сколько ставить свечей. Их покупка — малая жертва Богу, добровольная и необременительная. Дорогая большая свеча вовсе не благодатнее маленькой. Те, кто исправно посещает храм, стараются поставить несколько свечей: к праздничной иконе, лежащей на аналое посреди церкви; к образу Спасителя или Богородицы — о здравии своих близких; к Распятию на прямоугольный столик-подсвечник (канун) — о упокоении усопших. Если желает сердце — можно поставить свечку любому святому или святым. Иногда случается так, что в подсвечнике перед иконой нет свободного места, все заняты горящими свечами.

Тогда не стоит ради собственной свечи гасить другую, уместнее попросить служителей поставить её в благое время (по сложившейся в храме традиции, за каждым подсвечником обычно следят свои «дежурные», их не трудно заметить и всегда можно попросить). И не надо смущаться, что вашу недогоревшую свечку погасили по окончании службы — жертва уже принята Богом. Незачем слушать разговоры о том, что свечку следует ставить только правой рукой; что, если она погасла или упала, значит, будут несчастья и т. д.

Околоцерковных суеверий много, и все они бессмысленны и противоречат нашей вере.
Кто в этом согрешил, обязательно покайтесь. А главное, — помните, — Богу приятна восковая свеча, но горение сердца Он ценит больше. Наша духовная жизнь, участие в богослужении не ограничиваются свечкой. Сама по себе она не освободит от грехов, не соединит с Богом, не даст сил к невидимой брани. Свеча полна символического значения, но нас спасает не символ, а подлинная сущность — Божественная благодать.

О Святой воде

Святая вода обязательно присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в богослужении, при освящении жилых домов, построек, любого бытового предмета. Нас окропляют святой водой на крестных ходах, при молебнах.
«Освящённая вода, — как писал святитель Димитрий Херсонский, — имеет силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею». Она, приемлемая с верой и молитвой, врачует наши телесные болезни. Преподобный Серафим Саровский после исповеди паломников всегда давал им вкушать из чаши святой богоявленской воды.

Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять продукты и саму пищу иорданской (крещенской) водой, которая, по его словам, «сама всё освящает». Когда кто-нибудь сильно болел, старец Серафим благословлял принимать по столовой ложке освящённой воды через каждый час. Старец говорил, что сильнее лекарств, чем святая вода и освящённое масло, — нет.

Великое водоосвящение совершается дважды — в самый день Богоявления, а также накануне, в навечерие Богоявления (Крещенский сочельник). Некоторые верующие ошибочно полагают, что вода, освящённая в эти дни, различна. Но на самом деле в сочельник и в самый день праздника Крещения при освящении воды употребляется один чин.

Вот почему великая агиасма по канонам церковным рассматривается как своего рода низшая степень Святого Причащения: в тех случаях, когда по соделанным грехам на члена Церкви накладывается епитимия и запрет приступать к Святым Телу и Крови Христовым, делается обычная канонам оговорка: «Точию агиасму да пиет».

Крещенская вода — это святыня, которая должна быть в каждом доме православного христианина. Её бережно хранят в святом углу возле икон. Кроме крещенской воды православные христиане часто используют воду, освящённую на молебнах (малое водоосвящение), совершаемых в течение всего года.

Святую крещенскую воду принято употреблять натощак вместе с просфорой после утреннего молитвенного правила с особым благоговением как святыню.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: