Имена, написанные на небесах (Лк. 10, 20)

Имена написаные на небесах. Евангеле от Луки 10.20

В декабре выпадает немало праздников в честь святых, имена которых достаточно популярны среди православных (Роман, Екатерина, Анна, Варвара, Андрей, Николай)…

Очевидно, у этого феномена есть одно, довольно простое объяснение. По древнему православному убеждению, верующие на время постов отказывались не только от скоромной пищи, но, по возможности, от супружеского сожительства. Таким образом, у практикующих, верующих христиан, дети могут родиться только спустя девять месяцев перед началом Большого, или любого другого поста. То есть, они должны быть зачаты где-то около марта.

В наше время на это никто внимания уже не обращает, тем не менее, раньше можно было с легкостью проследовать связь между временами многодневных постов и временами того, что на языке современных молодых людей называют бэби-бумом. Кажется, что именно за это в народе существуют более распространенные имена, и менее популярные. В том, что среди нас много Романов и Андреев виноват не декабрь, а март.

Почему детям при крещении дают имена, которые носили святые, а в случае, если таких нет в календаре, то ребенку при крещении дают еще одно имя?

Наречение христиан в честь уже известных в Церкви святых – давняя традиция. Мы верим не только в физику, но и метафизику. Следовательно, убеждены также и в том, что называя новокрещенного ребенка или уже взрослого, определенным именем, мы как бы делегируем или дарим ему от имени Церкви еще одного небесного заступника, который наравне с ангелом-хранителем, ведет его по жизни, способствуя спасению души и осуществлению Промысла Божьего. Мы знаем, что во время Святого Крещения человеку дается ангел-хранитель, но не только он. Также у нас есть богословские основания верить, что с того времени христианином будет заниматься и тот святой, в честь которого он был назван. Церковную науку об этом можно узнать внимательно прислушиваясь к содержанию молитв, которые читают священнослужители, совершая Таинство Крещения и Миропомазания.

Мы верим в безусловную связь с нашими духовными покровителями, молимся к ним на утреннем и вечернем правиле, а также, особым образом встречаем день собственных именин, уделяя ему должное.

Этот день христиане обязательно проводят в храме, исповедуются и причащаются. Если в нас существует разница между днем рождения и днем именин (который часто не совсем точно называют днем ангела), то для христианина, несомненно, преобладающее значение должен иметь время духовного рождения, а не физического, а для монахов такой день празднуют годовщину монашеского пострига.

Если желаемого имени для ребенка нет в православном месяцеслове, опытные духовники советуют выбрать то имя, которое наиболее к нему похоже произношением и написанием. Также следует заметить, что Православная Церковь не одобряет практики, когда человек использует двойное имя (Анна-Мария), или когда он носит два разных имени – одно для церкви, другое для светской жизни. Очень часто мотивы такого поведения вполне обоснованны, а являются следствием невежества и злоупотребления предрассудками или откровенным язычеством.

С древности Церковь принимала, как очевидный и безусловный факт убеждения о том, что у Бога наша личность отождествляется с именем. Вы наверное сами не раз об этом думали, слушая, как в храме, поминая за богослужениями верующих, священник вслух зачитывает только одни имена, без фамилий и отчеств. И если традиция носить людям фамилии довольно поздняя, все же, этого совсем нельзя сказать о практике употребления рядом с именем человека, имени его отца.

В некотором смысле это даже важная библейская традиция. Однако для церкви само имя человека имеет исключительное значение. Поэтому странным является практика, когда люди в поисках «лучшего» имени, никак не могут остановиться. Так традиции иметь несколько пар крестных родителей, заводится практика двойных, а то и тройных имен.

Кстати, один из самых распространенных мотивов такого поступка имеет вполне благочестивый вид, от чего, честно говоря, становится особенно опасным. Некоторые «христиане» считают, что чем больше у человека имен, тем больше у нее будет и ангелов-хранителей. Хотя это утверждение с математической стороны вполне правильное, оно противоречит церковному богословскому толкованию. Ослепленные желанием гиперопеки своему ребенку, родители очевидно сомневаются в достаточной силе одного ангела.

Действительно, об этом даже неудобно говорить и вслух повторять такие глупости. Каждый человек своей праведной и правильной жизнью, может стяжать (собирать) Благодать Божию вокруг себя. И наоборот. Даже если бы человек получил во время крещения сотню ангелов-хранителей, но не вела целомудренная, набожную жизнь, то они, по учению Церкви, все равно ее покинут. Можете быть уверены, что среди нас немало людей, которых с плачем и большой скорбью покинули верные ангелы.

Не стоит экспериментировать с ребенком, принося ее жертвой на алтарь моды. Двойное имя, возможно, действительно, звучит немного оригинальнее, но всегда показывает некую легкомысленность и моральную незрелость самих родителей. Не менее странно давать двойное имя ребенку внимание лишь на то, что родители не смогли договориться между собой, какое имя лучше, как будто это не ребенок, а какая-то игрушка в их руках.

С Запада к нам приходит практика, когда ребенку официально дают два или три имени, предлагая, когда она вырастет, самому выбрать себе то, которое и будет больше нравится. При чем, с каждым годом количество таких случаев постоянно растет. Также нередки случаи, когда вступив в брак иностранцем, украинка дает два имени ребенку, одно из которых наше, украинское, а другое – присуще традициям того народа, из которого происходит человек. С пастырской точки зрения, такой семьи можно посоветовать остановить свой выбор на таком имени, которое одинаково известное как у нас, так и за рубежом.

У всех христиан есть традиция называть детей в честь святых ?

Так, бесспорно. Поскольку она уходит своими корнями еще ранней, неразделенной Церкви, то сохранилась полностью до наших времен, как среди православных, так и среди католиков. Протестанты, которые отрицают традиционное понимание святости, а также, возможность духовной связи и посредничества святых, отвергли большое значение имени человека, и теперь носят известные христианской имена, единодушно с безбожниками, не наделяя их особым сакральным смыслом.

Происхождение этого церковного обычая

Долгое время немало народов земного шара с особым пиететом и благоговением относились к своему имени. Не один из них считал, что над владельцем любого известного имени Дамокловым мечом тяготеет определенная судьба. Существовало убеждение, что если назвать новорожденного в честь светского или духовного героя, то он в жизни достигнет значительно больших успехов, чем тот, кто получил имя преступника или неудачника.

Ангел Господний на небесах

Церковь говорит несколько другое. Имеет силу не имя, само по себе, но ее имеет тот святой, который своим подвигом когда-то  освятил его. В Библии, как мы знаем, само имя определяло место и вид служения человека. Так имя Адам означает «Человек», Ева – «Мать жизни», Авраам – «Отец многих племен», Иисус – «Бог Спаситель, или Бог спасает» и т.д.

В дохристианские времена на Руси, да и вообще, в Римской или Византийской империях, существовала традиция называть детей по порядку рождения, или наиболее очевидной, или желательной чертой характера. И только с появлением христианства, собственно, первых мучеников и святых, верующие семьи стремились засвидетельствовать с ними свою духовную единство, и давали своим детям освященные искренней верой имена.

Так, в конце концов, и было всем очевидно кто происходит из христианской семьи, а кто язычник. Сегодня почти все известные и привычные нам имена освященные подвигом подвижников и мучеников. Обычно, большинство известных христианских имен имеют древнее еврейское, римское или греческое происхождение. Известно, что во времена V-VI века самыми популярными христианскими именами были имена апостолов, а также производные от них женские варианты.

Выбор имени у нас почти всегда принадлежал родителям, а в отдельные периоды истории – священнику, который совершал Таинство Крещения. При этом он, обычно, руководствовался указаниями Месяцеслов. В советские времена, как известно, христианские имена насильственно вытеснялись искусственно созданным новообразованием из коммунистического лексикона.

Отмечая уникальное значении имени Спасителя и Богородицы, православные верующие не называют своих детей именами Иисус или Мария. Хотя у некоторых народов эти имена достаточно популярны, все же они посвящены совершенно другим святым людям.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: